Маркетинг на аутсорсинг
В настоящее время на рынке труда наблюдается дефицит квалифицированных
специалистов в сфере маркетинга: предложение ограничено, а спрос
непрерывно повышается. Безработных профессионалов на рынке практически
нет. Их нужно переманивать из других компаний, что ведет к росту
заработных плат. Как бы банально это не звучало, но основной причиной
этому является конкуренция. На российский рынок приходят крупные
транснациональные компании, столичные - идут в провинцию. С другой
стороны, в некоторых регионах система подготовки маркетологов оставляет
желать лучшего.
В условиях, когда привлечь квалифицированных специалистов не представляется
возможным, а "вырастить" собственных - нет времени, в
качестве альтернативы нередко используется аутсорсинг - передача
функций стороннему исполнителю.
В случае быстрого роста компании, ее отдел маркетинга может "не
успевать" за растущими потребностями бизнеса. Возникают новые
задачи, с которыми штатные специалисты самостоятельно справиться
не в состоянии. Например, разработка рекламной кампании в масштабах
всей страны, исследование рынков в новых регионах сбыта и т.д. Без
привлечения сторонних организаций в данном случае обойтись будет
сложно. В ином случае, отдел маркетинга будет "тормозить"
развитие всей фирмы.
Другими целями применения аутсорсинга могут служить снижение стоимости
и/или повышение качества работы маркетинговой службы. В первом случае
привлекаются компании, способные выполнить определенные функции
с меньшими затратами по сравнению с их самостоятельным выполнением;
во втором - с более высоким качеством. Сотрудники компаний, оказывающих
услуги в сфере маркетинга, как правило, обладают большим опытом
решения нестандартных задач, нежели специалисты отделов маркетинга,
что позволяет им действовать более эффективно.
Преимущества и недостатки
В случае некачественного оказания услуг проще расторгнуть договор
со сторонней организацией по сравнению с увольнением штатного сотрудника
и, тем более, роспуском целого отдела. В крупных организациях отделы
нередко стремятся максимально увеличить свою численность для получения
большего финансирования и обоснования расходов. Сторонняя компания,
наоборот, заинтересована в сокращении затрат для повышения собственной
конкурентоспособности. К тому же, она выполняет работу на тех условиях,
которые указаны в договоре, тогда как цели деятельности внутренних
отделов предприятий могут расходиться с целями всей компании.
Естественно, что у аутсорсинга есть и свои негативные стороны.
Прежде всего, это уменьшение контроля над качеством. Часто он становится
возможен лишь по факту выполнения работ. С другой стороны, требуется
время на "притирку" компаний друг к другу и выстраивание
доверительных отношений. Серьезные затруднения вызывает и выбор
поставщика. Во многих регионах рынок маркетинговых услуг находится
на этапе становления, и найти партнера с приемлемым качеством услуг
бывает достаточно сложно.
Набор функций по маркетингу, которые можно отдать на аутсорсинг,
уникален для каждой компании и определяется спецификой ее деятельности.
Универсальных рецептов здесь не существует. Есть лишь некоторые
общие рекомендации.
Что можно передать "на сторону"
Как правило, процесс маркетинга, начинается с анализа внешних и
внутренних условий деятельности компании. На данном этапе сторонние
подрядчики нередко привлекаются для изучения рынков, конкурентов,
предпочтений потребителей и т.д. К примеру, если компания выполняет
исследования лишь один или два раза в год, то ей нецелесообразно
содержать персонал, необходимый для проведения исследования, все
остальное время. Дешевле, бывает, нанять специализированную организацию.
Аналогично и при выходе компании на новые географические рынки сбыта,
где она зачастую не способна самостоятельно собрать всю необходимую
ей информацию в короткие сроки и с минимальными затратами.
Некоторые виды исследований, например, такие как "таинственный
покупатель" ("mystery shopping"), изначально нацелены
на привлечение сторонних специалистов, обладающих "незамыленным"
взглядом на компанию. Есть смысл отдать на аутсорсинг и анализ внутренней
среды организации, чтобы получить более объективную оценку со стороны
профессионалов, незаинтересованных в результатах диагностики. У
сторонних специалистов нет стимулов к сокрытию отдельных недостатков,
выявленных на предприятии по результатам диагностики. Тогда как
у сотрудников компании, наоборот, зачастую есть стимулы скрывать
от руководства "истинное положение дел".
Помимо разовых исследований, возможна передача на аутсорсинг сбора
данных о внешней среде на постоянной основе, особенно, в тех регионах,
где у компании нет собственных представительств либо доступа к отдельным
источникам информации.
Постановку целей и выбор стратегии развития компании, определяемые
по итогам диагностики, напротив, на аутсорсинг передавать не следует.
Стратегия определяет отличие компании от конкурентов. В случае передачи
ее разработки на сторону фирма рискует получить "типовое решение",
изготовленное по шаблону, и потерять свою уникальность, а вместе
с ней и привлекательность в глазах клиентов.
Из всего комплекса маркетинга наиболее широкое распространение
получил аутсорсинг в сфере продвижения. Разработка и проведение
рекламных акций, PR-кампаний, программ стимулирования сбыта и многое
другое отдают "на сторону" специализированным компаниям.
Часто они обладают большим опытом и более углубленной специализацией
по сравнению с внутренними отделами и способны предложить гораздо
больше вариантов решения какой-либо задачи. Набирает популярность
использование сторонних call-центров для проведения опросов и прямых
продаж.
Оценку эффективности маркетинговых мероприятий время от времени
также целесообразно проводить при помощи сторонней фирмы, так как
сотрудники внутренних отделов заинтересованы в искажении результатов
диагностики в лучшую сторону.
Перспективы
Практически каждая отечественная компания использует маркетинговый
аутсорсинг в своей деятельности. Самостоятельное выполнение всех
маркетинговых функций под силу лишь крупным компаниям из-за высоких
затрат на содержание соответствующих служб. Аутсорсинг доступен
всем. При этом необходимо учитывать тот факт, что в случае передачи
большинства функций на аутсорсинг существенно меняется роль маркетинговой
службы на предприятии. Она трансформируется, по сути, в орган, осуществляющий
координацию между внешними поставщиками и компанией. Соответственно,
меняются и требования к персоналу. Сам отдел становится существенно
меньше.
Принимать решения о передаче тех или иных функций на аутсорсинг
сегодня вынуждена каждая компаний. По мере усиления конкуренция
все большее преимущество будут получать те организации, которые
концентрируются на ключевых компетенциях и избавляются от всего
лишнего. В любом случае ни одна компания не может делать все лучше
всех. А на развитие неосновных видов деятельности расходуются драгоценные
ресурсы.
Передавать на аутсорсинг следует, прежде всего:
· рутинные функции;
· функции, связанные с выполнением разовых мероприятий;
· функции, которые компания не в состоянии самостоятельно выполнить
качественно;
· функции, которые сторонние организации могут выполнить с меньшими
затратами.
Московские компании уже оценили преимущества аутсорсинга из-за
высокой стоимости столичных специалистов и активно привлекают специализированные
фирмы на выполнение отдельных работ, главным образом, на проведение
исследований и прямые продажи. Через некоторое время, по мере увеличения
конкуренции на рынках и развития маркетинговой инфраструктуры "мода
на аутсорсинг" придет и в регионы.
Источник: Иван Вилков
lexgroup.ru
Обслуживание юридических лиц от 10.000 руб./месяц.
Обслуживание индивидуальных предпринимателей от 3.500 руб./месяц.
Подготовка и сдача нулевой отчетности (или близкой к ней) во все фонды от 6.000 руб.